История — СЗТО ПРВТ — Профсоюз Санкт-Петербурга

История

ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗА

Истоки профсоюзного движения на водном транспорте тесно связаны с историей русского судоходства. Развитие капитализма сопровождалось усиленным ростом количества флота и привлечением большого количества людей для работы на транспортных предприятиях. Полный беспредел со стороны судохозяев и бесправие рабочих с другой стороны, приводили к бунту и стихийным выступлениям моряков и речников. Используя опыт бунтарских выступлений, водники, для защиты общих рабочих экономических требований, в конце XIX века постепенно переходят к более организованным способам борьбы — стачкам и забастовкам. В результате первых забастовок профессиональная ячейка «Регистрация моряков» была легализована и официально открыла свою работу 1 сентября 1905 года.

В 1907 году состоялась забастовка на реке Неве в Шлиссельбурге, во время которой речники сумели отстоять свое право на создание легальной профессиональной организации. Участники забастовки выдвинули требования, связанные с увеличением размера заработной платы, с уменьшением продолжительности рабочего дня, с улучшением условий труда. В качестве дополнительных условий, были выдвинуты требования — беспрепятственное создание своего союза. Другими словами, речники Северо-Запада одними из первых осознали, что защита коллективных прав и интересов наемных работников перед работодателем и властью, осуществляется собственной организацией.

Попытка администрации использовать штрейкбрехеров для подавления забастовки, успеха не имела. Арест двух членов стачечного комитета, послужил условием для сплоченных выступлений. Через пять дней после начала организованных массовых выступлений речников, градоначальник — генерал Драчевский вынужден был согласиться со всеми требованиями, в том числе с созданием Союза водников Северо-Запада. Возникший также, в результате победы водников, Союз команд буксирных пароходов Невского района за короткий срок увеличил свою численность. Профсоюзное членство превысило 1200 человек. Приоритетными в работе стали: увеличение профсоюзного членства; установление контроля за порядком найма и увольнения работников; оказание материальной помощи безработным членам союза. Но через год в 1908 году Союз водников был закрыт властями с формулировкой «за бездеятельность».

Вступление России в Первую мировую войну привело к истощению материальных ресурсов. Нехватка продовольствия, ухудшение жизни из-за ежемесячного роста цен, неудачи на фронте, гибель солдат привели к нарастанию революционных настроений, как среди рабочих, так и в войсках. Предоставленные сами себе, многочисленные профсоюзы водников, работающие на предприятиях морского и речного транспорта, в период 1917-1918 г.г. восстанавливают свою деятельность и определяют новые организационные формы работы. К началу 1917 году на морском и речном транспорте существовало более 15 узкоцеховых профессиональных союзов. 

Первое общее собрание Учредительного съезда Всероссийского  Союза моряков и речников Торгового флота состоялось 17 июля 1917 г. в Петрограде в доме №50 по Садовой улице (сегодня в этом здании находится  Центральный музей железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга).

Для подготовительной работы по организации Учредительного Съезда  в Петрограде было создано Организационное Бюро Учредительного Съезда. В его состав входили представители Петроградского, Кронштадского, Гельсингфорского и Ревельского Союза моряков торгового флота.

Организационное бюро заседало много раз и главной его задачей было «создать единую мощную, трудовую организацию на демократических началах с тем, чтобы эта организация являлась матерью для все своих участников-тружеников моря. Помните, товарищи, что в единении сила и чем скорее мы объединимся, тем более могучей будет и наша организация». Председатель оргбюро Яковлев.

Повестка дня Учредительного Съезда  содержала 37 вопросов. Это вопросы организационного характера  (избрание членов Президиума и ЦК союза, Устав),  объединение в единый Союз тружеников морского и речного транспорта, интернациональное объединение морских союзов и многие другие.

Резолюции Съезда содержали информацию не только об организационном укреплении Союза, но и говорилось об общегосударственных вопросах. Страна переживала опасный кризис и все силы были направлены в интересах развития революции. К этому призывало и Временное Правительство и уполномоченные органы демократии в лице Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов. Организационная деятельность Союза была направлена на скорейшее объединение в единый союз тружеников морского, речного и сухопутных транспортов, к международному сближению морских союзов. В культурно-просветительской деятельности Союз не мог пройти мимо профессионального образования моряков. Государственное строительство революционной России требует от Съезда обратить внимание на морское торговое законодательство и принять участие в выработке соответствующих законопроектов. Демобилизация флота в связи с окончанием войны  и безработица также были насущными вопросами Съезда.  Нужно было поднимать Российскую промышленность,   торговлю, возобновить связи обмена товарами между странами.

Еще одной задачей было ускорить возвращение моряков и речников из армии и флота на суда торгового флота.  Вопрос о возвращении русских моряков из-за границы был очень острым, так как заграницей, особенно в Англии, было очень много русских моряков, которые находились в тяжелом положении  из-за невозможности плавать на английских судах, создавалась армия безработных, при этом в России была нехватка квалифицированных моряков и их необходимо было вернуть на Родину.

Так же не менее важно  было принять Устав Всероссийского союза моряков и речников. В итоге на очередном общем собрании Съезда 23 июля 1917г. устав был принят. Позже, после революции, в 1918 году был принят новый Устав Всероссийского Союза работников водного транспорта, который является прообразом Устава нашей территориальной организации. На обложке Устава значилось – Мариинская Область. Мариинская водная система (Мариинская система названа в честь императрицы Марии Федоровны) в то время соединяла Волгу и воды Балтики, начиналась на реках Вытегра, Шексна и достигала Невы в Санкт-Петербурге. Задумана она была Петром Первым, реализована в периоды правления Павла Первого и его сына Александра, переоборудована и достроена всеми последующими монархами, включая Николая Второго.

В Уставах 1917, 1918 годов предусматривалось право работников морского и речного флота быть членом Всероссийского союза работников водного транспорта.

«Судовладельцы и лица, имеющие акции и облигации судовых предприятий и транспортных контор, членами союза быть не могут»

«Средства союза составляются из следующих поступлений:

  • вступительных членских взносов в размере однодневного заработка;
  • ежемесячных членских взносов в размере 2% общей суммы месячного заработка…»

Средства Союза распределяются следующим образом:

35% — отчисляются в неприкосновенный стачечный фонд;

65% — оставляется на текущие расходы.

Еще один интересный пункт Устава об исключении из членов Союза:

«Из числа членов союза исключаются: лица, поступившие на работу взамен, забастовавших товарищей… лица, поступившие на низшую, против установленной нормы, взамен уволенных товарищей…»

Съезд утвердил Устав профсоюза, избрал руководящий коллегиальный орган – Центральный комитет и принял решение об издании печатного органа профсоюза – газеты «Новая жизнь». Главным итогом работы стало создание Всероссийского союза моряков и речников торгового флота.

Октябрьская революция также дала толчок для развития профессионального движения в России. Идея  и поддержка «нейтральности» всегда была буржуазной политикой и измена интересам рабочего класса. А политическая победа рабочих и крестьян над империалистами дала возможность профсоюзам укрепиться. В резолюции съезда, который прошел в 1918 году говорилось: «Союз работников водного транспорта, как классовая организация пролетариата, построенная по производственному принципу, должна взять на себя главную работу по организации транспорта и воссозданию производительных сил страны».

Также в этой Резолюции большое внимание уделялось вопросам вступления в международное профессиональное движение: «Российское профессиональное движение не сможет успешно выполнять великие задачи, не вступив в тесную связь с международным профессиональным движением. Съезд считает своей задачей содействовать возрождению интернационального профессионального движения, для чего в первую очередь, считает необходимым создание международной федерации транспортных рабочих». Вопросы, которые обсуждались на съездах актуальны и до сих пор,  в настоящее время международная организация ITF успешно работает.

В феврале 1918 года, в связи с образованием Всероссийского союза рабочих водного транспорта, организация была реорганизована в Петроградский, а с января 1924 года — в Ленинградский областной комитет Всероссийского союза рабочих водного транспорта. В 1934 году на водном транспорте были проведены серьезные организационные мероприятия. К ним относилась и реорганизация сверху донизу управления на водном транспорте. В тот же период были образованы Северо-Западный и Балтийский бассейновые комитеты профсоюза рабочих речного транспорта. В годы Великой Отечественной войны профсоюз всей своей деятельностью во фронтовых и тыловых бассейнах помогал государству и народу выстоять в эти тяжелые дни и одержать победу над врагом.
После войны водники страны с огромным подъемом перестраивали свою работу на мирный лад. В 1959 году Северо-Западный и Балтийский бассейновые комитеты профсоюза рабочих морского и речного флота были объединены в Ленинградский бассейновый комитет профсоюза рабочих морского и речного флота (Баскомфлот). В 60-е годы комитеты профсоюза принимали непосредственное участие в подготовке и осуществлении организационно-технических мероприятий, связанных с переходом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования и переводом работников морского и речного флота на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.

80-е годы были отмечены широким распространением передового опыта, методов труда новаторов производства. Почин ленинградских транспортников по трудовому содружеству смежных видов транспорта на основе непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов все шире использовался в те годы в морских и речных портах. Существенную роль играл профсоюз водников в организации отдыха моряков и речников и членов их семей.

14 марта 1996 года на 16-й отчетно-выборной конференции профсоюз был переименован в Санкт-Петербургский бассейновый профсоюз работников водного транспорта.

14 марта 2001 года Санкт-Петербургский бассейновый профсоюз работников водного транспорта был переименован в Северо-Западный межрегиональный профсоюз работников водного транспорта (СЗМ ПРВТ).

25 февраля 2011 года на 20-й отчетно-выборной конференции профсоюз был переименован в Северо-западную территориальную организацию Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации (СЗТО ПРВТ РФ). Председателем был избран Шаров Михаил Иванович.

11 февраля 2021 года на 22-й отчетно-выборной конференции СЗТО ПРВТ Председателем избрана Свешникова Елена Николаевна.