В течение двух дней представители МОТ, МФТ, российской части Международной ассоциации женщин в судоходстве и торговле (WISTA Russia) и других крупных морских организаций обсудили значение Сводной конвенции для морской отрасли, ее способность гарантировать достойные условия труда для моряков и проблемы, связанные с реализацией ее требований.

Панельные дискуссии были посвящены таким темам как будущее сферы труда в морском судоходстве: роль МОТ и профсоюзов; свобода объединения и ведение коллективных переговоров в регионе и в морском судоходстве (Статья III КТМС); обеспечение выполнения КТМС государствами порта и государствами флага; обзор и оценка поправок, внесенных в конвенцию и многое другое.

Юрий Сухоруков, председатель РПСМ, в своем вступительном слове подчеркнул значимость КТМС для моряков во всем мире: «Этот документ практически заменил собой все ранее существовавшие морские конвенции и рекомендации, которые были приняты Международной организацией труда с начала ее существования. Он представляет собой всеобъемлющий сборник прав и обязанностей по трудовым и социальным вопросам для всего морского сектора, а по своей значимости стоит рядом с такими документами, как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL). Основной его целью было и является улучшение условий труда моряков. РПСМ с самого начала понимал ее значимость, принимал активное участие в судьбе Конвенции в России и предпринимал все усилия для ратификации».

Кроме того, со вступительным словом к присутствующим обратилась Мария Хелена Андре, директор Бюро МОТ по деятельности трудящихся, и Стивен Коттон, генеральный секретарь МФТ, которые также приняли участие в первой панельной дискуссии «Будущее сферы труда в морском судоходстве: роль МОТ и профсоюзов».

Мария Хелена подробно остановилась на последней декларации организации и принятой буквально на днях Конвенции об искоренении насилия и домогательств в сфере труда - документа, имеющего большое значение и для морской отрасли, где подобные проблемы нередки. Кроме того, она остановилась на вопросе гендерного равенства: «В России все еще существует ряд профессий, запрещенных для женщин. И, конечно, профсоюзы должны заниматься этим вопросом».

Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений, в своей речи отметил, что первоочередной причиной подобного запрета была забота о здоровье женщин и будущего поколения, а не желание ограничить право девушек на труд. Поэтому необходимо создавать на работе безопасные условия. Также Александр рассказал, что на 2000 год более 51% работников, трудящихся в сложных условиях труда, составляли женщины.

Стив Коттон в своей речи заметил, что МФТ считает очень важным продвигать права женщин и молодежи: по существующей статистике 77% работников до 35 лет заняты в неформальном секторе экономики и их права практически не защищены. Также генеральный секретарь МФТ коснулся темы автоматизации. По его мнению, членов экипажей вряд ли в ближайшем будущем заменят технологии: «Моряки сейчас дешевле для отрасли, хорошо это или плохо. Их легче контролировать, и они прямо в рейсе могут ремонтировать и поддерживать судно в надлежащем состоянии. Во внутренних водах, возможно, в скором времени и появятся полностью автономные суда, но не в международных — здесь для этого слишком много препятствий».

В работе конференции приняли участие представители Российской палаты судоходства, Конфедерации труда России, Российского морского регистра судоходства, ГУМРФ им. адм. С.О.Макарова, профсоюзов - членских организаций МФТ, объединяющие моряков стран Черноморского, Каспийского и Балтийского регионов. Как никогда представительной была делегация Профсоюза работников водного транспорта – председатель ПРВТ Олег Яковенко, его заместитель Олеся Прокопишина, председатели территориальных организаций (Волжской - Борис Пулин и Средне-Волжской – Владимир Логинов). СЗТО представляли ее председатель Михаил Шаров и председатель ППО «Северо-Западное пароходство» Валерий Сергеев.

Конвенция о труде в морском судоходстве была принята на 94-й сессии Генеральной конференции МОТ в Женеве 23 февраля 2006 года. Она основана на 68 действующих морских конвенциях и рекомендациях и направлена на обеспечение достойных условий труда моряков. КТМС охватывает множество вопросов, касающихся трудоустройства, индивидуальных контрактов, здоровья, безопасности, социального обеспечения членов экипажей, норм труда и отдыха и регулирует меры по социальному обеспечению моряков в портах, обучению, медицинскому обслуживанию и предотвращению несчастных случаев. Кроме того, конвенция устанавливает обязательные требования сертификации и реализации ее положений, а также направлена на то, чтобы национальное законодательство не противоречило ее требованиям.

Россия ратифицировала КТМС в 2012 году. На сегодняшний день стандарты документа уже приняли 93 страны. Цель МОТ – в рамках празднования 100-летнего юбилея Международной организации труда добиться еще семи ратификаций в течение 2019 года.

По материалам сайта РПСМ и соб. инф.