Ответы на интересующие их вопросы представители Федерации профсоюзов провинции Шаньдун получили во время посещения ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Визит на предприятие организовали коллеги из Санкт-Петербурга: председатель Северо-Западной Территориальной организации ПРВТ РФ Михаил Шаров, председатель первичной профорганизации ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Эмиль Солодкий. Гости совершили экскурсию по порту, познакомились с деятельностью профорганизации предприятия по защите трудовых и социальных прав работников.

Посмотреть на морские ворота Северной столицы, что называется, изнутри - редкая удача. И увиденное, конечно, поражает: территория, которую, чтобы обойти пешком, понадобится, наверное, не один час, огромные портовые краны, небывалых размеров сухогрузы, стоящие у причалов. Одних только железнодорожных вагонов перегружают или, выражаясь «морским» языком, «обрабатывают» в порту за сутки до 650! В I квартале 2019 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» обработало 1,69 млн. тонн сухих грузов, перегружено 798 тыс. тонн черных и 322 тыс. тонн цветных металлов.

По окончании визита китайской делегации председатель ППО Эмиль Солодкий подробно рассказал корреспонденту «Площади Труда» как о работе порта, так и о деятельности своей профорганизации по защите прав работников.

Естественно, за всей этой огромной работой в порту стоят люди — большой трудовой коллектив — около полутора тысячи человек, который обслуживает 31 причал, 39 портальных кранов, 200 машин внутрипортовой механизации, склады общей площадью более 450 тысяч квадратных метров и многое другое. Никому не нужно объяснять, что труд портовиков — тяжелый и ответственный, поэтому чрезвычайно важно, чтобы их трудовые и социальные права были защищены.

В профсоюзных рядах АО «Морской порт Санкт-Петербург» состоят более 900 работников — то есть более 80% всех членов трудового коллектива. Цифра — солидная. По словам лидера профсоюзной первички Э. Солодкого, такое доверие профсоюз заслужил не случайно. «Начнем с того, что у нас заключен и действует, на мой взгляд, неплохой, социально наполненный коллективный договор, который мы совместно с администрацией постоянно совершенствуем, — рассказал он. — Например, со следующего года планируем внедрить ДМС за счет работодателя. Сегодня по коллективному договору администрация частично компенсирует стоимость медицинской помощи работникам. Но, на наш взгляд ДМС — более удобная форма. Она освободит работника от необходимости получения справок и подтверждений из лечебного учреждения для получения компенсации.

А из тех льгот, которые существуют сейчас, назову ежегодную индексацию компенсационной выплаты на величину индекса потребительских цен, достойный пакет дополнительных льгот для заслуженных работников, имеющих  звания «Ветеран порта», выплату премий и вознаграждений особо отличившимся работникам к праздникам, уже упомянутую компенсацию различных медуслуг, а также — занятий фитнесом. Кроме того, работодатель компенсирует часть стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь для детей работников — сверх той, что выплачивается из городского бюджета. В итоге наши работники приобретают путевку где-то за 10% от ее реальной стоимости».

Средняя зарплата в АО «Морской порт Санкт-Петербург», по данным профорганизации — порядка 50 тысяч рублей, у представителей основной специальности — докеров-механизаторов — около 80 тысяч.

На предприятии большое внимание уделяют и здоровью работников. «У докеров-механизаторов проводятся ежедневные предсменные осмотры, ежегодные профмедосмотры, плюс те работники, чьи специальности могут быть причиной профзаболеваний, ежегодно проходят углубленные обследования в центрах профпатологии, что позволяет выявить эти заболевания на ранних стадиях и вылечить их», — рассказал собеседник.

Морской порт — зона повышенной опасности и, естественно, охрана труда здесь — особая статья. Недавно профсоюз настоял на том, чтобы изменить систему приобретения спецодежды и средств индивидуальной защиты (СИЗ). «Профсоюз стал «закоперщиком» пересмотра всей номенклатуры и появления принципиально нового подхода к выбору поставщика, - рассказывает Э. Солодкий. - В рекламных буклетах, как правило, пишут очень красиво: мол, наша спецодежда защитит вас буквально от всего, начиная от дождя, снега и грязи и заканчивая чуть ли не последствиями ядерного удара. Но на практике все происходит совсем не так. Раньше работники жаловались в профсоюз, что спецодежда быстро приходит в негодность, треплется и рвется. Поэтому профком, совместно с работниками службы охраны труда, отделом закупок, управлением совершенствования производства провел большой и глубокий анализ спецодежды, представленной сегодня на рынке.

Мы посмотрели, какую спецодежду применяют на других предприятиях нашей отрасли, изучили опыт приобретения экипировки работников крупнейших корпораций: Роснефти, Газпрома и других. А затем попросили представителей фирм, которые, на наш взгляд, производят достойную спецодежду, выслать пилотные экземпляры и отдали их в практическую носку, то есть провели некий «тест-драйв». И уже по отзывам представителей рабочих профессий, в первую очередь, докеров-механизаторов, сделали выводы — чего же хотят люди и какие комплекты надо покупать».

Профлидер, который одновременно еще и занимает должность начальника административно-хозяйственного отдела, подчеркивает: «Сегодня мы заключили договор с фирмой, победившей в результате этого многоуровневого отбора, которая шьет одежду, действительно, достойного качества. Причем, у нас существует, так называемый, входной контроль. При поступлении новой партии в присутствии профсоюза, поставщиков, работников мы сравниваем представленный нам ранее эталонный образец с уже с массовой поставкой. И если что-то не соответствует, всю партию заворачиваем».

Добился профсоюз и компенсации потерянных льгот после проведенной спецоценки условий труда. Дело в том, что из-за несовершенства методики СОУТ, которая, отмечает председатель профкома, по сравнению с проводимой ранее аттестацией рабочих мест, не учитывает ряд вредных факторов, некоторые работники лишились положенных им ранее льгот и гарантий за работу во вредных условиях, например, дополнительного отпуска. «Профсоюз настоял на том, чтобы за потерянные дни отпуска работники, чьи условия труда теперь признаны не вредными, а допустимыми, получали денежную компенсацию. Соответствующие изменения внесены в Положение об оплате труда», — рассказывает Э.Солодкий.

Кроме этого, профсоюз — идейный вдохновитель мероприятий, направленных на повышение профмастерства и сплочение коллектива. «Мы совместно с администрацией проводим профессиональные конкурсы: среди докеров-механизаторов и представителей других рабочих профессий. Перенимаем передовой опыт отраслевых лидеров по тимбилдингу и организовываем выездные корпоративные праздники, причем к участию в них стараемся привлечь как членов, так и не членов профсоюза», — говорит собеседник.

Особенно уделяем внимание развитию спорта. Так, в этом году 18 мая база отдыха «Маяк» стала местом проведения замечательного спортивного праздника – спартакиады управляющей компании UCL HOLDING  — «UCL HOLDING SPORT FEST», на который в окрестности Петербурга съехались восемь команд  из пяти федеральных округов. Принимать первую в истории холдинга спартакиаду нам было очень приятно, но, в тоже время, и очень ответственно. Подразделения компании находятся в разных концах страны, и если до этого момента нас объединяли только производственные задачи, то теперь объединил и спорт».

А накануне профессионального праздника в порту состоится торжественное собрание, на котором самым достойным работникам вручат награды и денежные премии, присвоят звания «Ветеран порта». Свои подарки — Почетные грамоты — приготовил членам коллектива и профсоюз.

По материалам сайта http://lfpspb.com и «Площади Труда»

Фото пресс-службы АО «Морской порт Санкт-Петербург».