Интервью Председателя СЗТО ПРВТ Елены Свешниковой для интернет-газеты «Площадь Труда» и сайта ЛФП… — СЗТО ПРВТ — Профсоюз Санкт-Петербурга

Интервью Председателя СЗТО ПРВТ Елены Свешниковой для интернет-газеты «Площадь Труда» и сайта ЛФП…

«Осмотреться за бортами!»

Печать

 от Константин Карлсон 0 Комментариев

3 июля – День работников морского и речного флота!

КАК ВСТРЕЧАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК МОРЯКИ И РЕЧНИКИ?

Западные санкции осложнили работу моряков и речников. Однако сегодня вовсе не время «вымачивать якоря» — то есть стоять без дела. Есть проблемы — есть их решения, так говорят в отраслевом профсоюзе. В канун профессионального праздника — Дня работника морского и речного флота — о непростой ситуации на водном транспорте нам рассказала председатель Северо-Западной территориальной организации Профсоюза работников водного транспорта (СЗТО ПРВТ) Елена Свешникова. Профлидер водников Северо-Запада, тем не менее, не теряет оптимизма.

— Елена Николаевна, какова ситуация в отрасли на Северо-Западе России? Как повлияли санкции на те предприятия, где есть Ваши профсоюзные первички?
— Водный транспорт на Северо-Западе, как и в других регионах России, несмотря на сложную геополитическую ситуацию и введение санкций против нашей страны, продолжает стабильно работать и даже развиваться.

Однако действительно возник ряд проблем, с которыми столкнулись предприятия и организации. Как сообщают лидеры наших профсоюзных первичек, наблюдается, в частности, заметное снижение грузопотока, проблемы с логистикой, дефицит комплектующих, вынужденное сокращение бюджетов, и так далее.

У работодателей в таких условиях возникла необходимость переориентировать логистические маршруты и цепочки поставок. Это, в свою очередь, повлекло за собой повышение тарифов на перевозки. Так, например,  ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», который ранее работал с европейскими партнерами, теперь работает с новыми компаниями из Азии и других частей света. Грузопоток снизился, так как зарубежные логистические и грузовые компании начали уходить с рынка.

Но, несмотря на столь сложную ситуацию, наши организации, такие как ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ФГУП «Росморпорт» и другие сохранили рабочие места и речи о сокращении штата или увольнениях пока не идёт.

Больше всего от западных санкций пострадал Морской регистр судоходства Российской Федерации. Его — как известно — исключили из Международной Ассоциации классификационных сообществ. В результате приостановили свою работу сразу шесть представительств Российского регистра в Европе и это, конечно, сказалось на работе организации в целом.

Сегодня судоходные компании, попавшие под санкции, пытаются сохранить возможность выходить в море и перевозить грузы. Судовладельцы вынуждены прибегать к веками известному в морском деле приёму — маскироваться флагами других стран — явление, известное в морском законодательстве как «flag hopping» — «изменчивый» флаг». Вместо российского флага они поднимают на своих кормовых флагштоках так называемые «удобные» флаги (flag of convenience).

К сожалению, только так — формально перейдя под иностранную юрисдикцию — наши судовладельцы могут работать за рубежом. А ведь, в большинстве случаев, переход под «удобный флаг» — это риск для работников утратить важнейшие социальные и зарплатные гарантии. Ведь де-юре они работают в другом государстве и наше трудовое право на них не распространяется. Это вызывает тревогу и наш профсоюз будет следить за развитием ситуации и ее последствиями, чтобы — если потребуется — принять меры.

— Каковы на Ваш взгляд перспективы на ближайшее будущее?
— О перспективах говорить рано и трудно, но так как 62% мирового грузооборота осуществляется морем, мы надеемся, что найдутся новые морские линии и новые логистические направления, которые снизят риски сбоев в цепочках поставок. Если это получится, то можно с высокой степенью вероятности говорить о том, что рабочие места в судоходных и стивидорных компаниях будут сохранены и люди не останутся без работы.

— Что-то изменилось в отношениях профсоюза и работодателей? Не нарушила ли новая «санкционная» реальность сложившегося в отрасли социального партнерства?
— На данный момент — нет. Мы продолжаем активно взаимодействовать с самими работодателями, проводим встречи с трудовыми коллективами. Все это позволяет нам не допускать трудовых конфликтов.

Работодателю — также как и профсоюзу — сейчас особенно важно сохранить благоприятную атмосферу в коллективе. А в этом ему может помочь только профсоюз.

Одним словом, изменение политической и экономической ситуации никак не повлияло на взаимоотношение нашего профсоюза с работодателями. Мы ведем работу в штатном режиме. Наш диалог по-прежнему конструктивен. Мы слышим и понимаем друг друга.

— Как будет отмечен День работника морского и речного флота в этом году на Северо-Западе? Какие мероприятия готовит профсоюз?
— На этот раз в канун нашего профессионального праздника который, как известно, мы отмечаем в первое воскресенье июля, мы делаем акцент на еще одной важной и замечательной дате. Это 105-летие образования Профсоюза работников водного транспорта. Если День работников морского и речного флота стали отмечать в Советском Союзе, а затем и в России только с 1980 года, то основание нашего профсоюза имеет более долгую историю. Он был образован в Петрограде моряками и речниками в далеком 1917 году.

Наши первичные профсоюзные организации провели в преддверии двух этих праздников огромную работу по подготовке к этим торжествам. Они пройдут во многих наших первичках в форме награждения профактива, а также различных экскурсионных программ для членов профсоюза, культурных, спортивных и иных мероприятий.

Это также важно сейчас, как и непосредственная защита прав и интересов наемных работников. Люди должны чувствовать, что они нужны их ценят, на их труд возлагают надежды. Все это позволит нам пережить нынешние трудности и достойно пройти все испытания, как и положено российским морякам и речникам.

Фото Олега Ланского